– |
Не начинай ни одной работы в классе, если ты не овладел вниманием учеников, причём всех без исключения. |
|
Не трать время на мелочи: успокаивание учащихся, развешивание таблиц, "вытягивания” ученика, явно не подготовивившего урок. |
– |
Опоздавших и нарушителей дисциплины немедленно вызывай отвечать урок. |
– |
Лучший способ установить дисциплину – вести урок так, чтобы у учащихся не оставалось возможности отвлекаться на постороннее. |
– |
Требования, выраженные в твоём замечании, обязательно доводи до конца, иначе учащиеся привыкнут не замечать их. |
– |
На уроке должны больше говорить учащиеся. |
– |
Не увлекайся коллективными формами работы, не создавай видимость благополучия. |
– |
Строже спрашивай учащихся, особенно лентяев. Завышенная оценка роняет авторитет учителя. Введи уплотнённый учёт (один ученик отвечает устно у доски, второй готовит письменный ответ на доске, два-три ученика за партой за ограниченное время пишут ответ на листочках). |
– |
Не давай трафаретные уроки, пусть каждый урок будет интереснее предыдущего. |
– |
Соразмеряй темп объяснения с темпом мышления учащихся, следи, как действует твоё объяснение, без нужды не употребляй незнакомых детям слов. Как бы ты ни был умён, приспосабливай свой язык к детскому пониманию. |
– |
Излагая новый материал, ставь перед учащимися проблемы, которые бы побуждали их мыслить, более эмоционально излагай материал, избегай равнодушного отношения к излагаемым проблемам. Не будет огонька у учителя – никогда не удастся зажечь его у учащихся. |
– |
Если учитель говорит монотонно, это несомненный признак того, что сам он равнодушен к тому, что излагает. Побольше эмоциональных, ярких примеров и сравнений! |
– |
Сосредоточивай внимание учащихся на главном, не перегружай их память второстепенными деталями. |
– |
Добивайся усвоения нового материала на самом уроке. |
– |
Подумай, не получают ли у тебя учащиеся тройки, не готовя урок. |
План анализа урока
– |
Порядок в классе, готовы ли к уроку. Целесообразность и необходимость ТСО на уроке. Подготовлена ли доска. | |
– |
|
Связь урока с предыдущим. |
– |
|
Идейно-политическая направленность урока. Межпредметные связи (установление их). Использование дидактических материалов. |
– |
|
Соответствуют ли методы обучения содержанию материала, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Обратная связь. Индивидуализация и дифференция заданий для учащихся в зависимости от их подготовки. Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. |
– |
|
Поведение учащихся. Нарушение дисциплины и отношение ученика к нарушителям. |
– |
|
Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его работу, повысить активность, интерес, внимание учащихся. Тон и темп работы (живой, бодрый или вялый, медлительный, безразличный). Педагогический такт, наблюдательность, вдумчивость, находчивость. Авторитет у учащихся. |
– |
|
Результаты урока. Достижение цели. Выполнение плана. Объём и качество знаний учащихся. Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. |
Анализ неудачного урока
– |
Учитель весь учебный материал рассказывает сам, учащиеся пассивны. | |
– |
|
Учитель в готовом виде собщает факты, поспешно переходит от одного вопроса к другому, не считаясь, успевают за ним дети или нет. |
– |
|
Объясняя новый материал, учитель слушае только себя, рассказывает монотонно, длинными фразами, без нужды употребляет незнакомые детям слова. |
– |
|
Учитель не сосредоточивает внимание учащихся на главном, перегружает их память второстепенными деталями. |
– |
|
Объяснение не прерывается вопросами к классу; учащиеся не учатся наблюдать, размышлять, обобщать. |
– |
|
Учитель объясняет урок, хотя учащиеся занимаются своими делами. |
– |
|
Учителя не интересует, как материал воспринимается учащимися. |
– |
|
Учитель излагает материал теми же словами, что и учебник, не выходит за рамки учебника. |
– |
|
После объяснения новый материал не закрепляется, учащихся не ставят в ситуации, где бы они применяли полученные знания. |
– |
|
Учащиеся не подготовлены к домашнему заданию предшествующей учебной работой. |
– |
|
Учитель нерационально разбазаривает время урока: долго отчитывает опоздавших, готовит наглядность и необходимые чертежи непосредственно на уроке, "вытягивает” ученика, явно не подготовившего урок. |
– |
|
Учитель под звонок наспех сообщает домашнее задание, ограничивается сообщением параграфа и страницы. |
– |
|
Учитель успевает объяснить материал только до половины, остальное перекладывает на домашнюю работу. |
– |
|
Учитель предлагает задания, которые не требует активности мышления, не способствуют умственному развитию учащихся. |
– |
|
Учитель задаёт вопросы из учебника и в той же последовательности, что и в учебнике. |
– |
|
Учитель требует от учащихся механического заучивания, предлагает учащимся только воспроизводящие вопросы, не ставит перед учащимися проблемные, неожиданные вопросы. |
– |
|
Учитель неясно (длинно и громоздко) сформулировал вопрос, и ученик не сразу понял, что имел в виду учитель. |
– |
|
Учитель часто прерывает рассказ учащихся, не даёт собраться с мыслями, торопит ученика, вмешивается в его ответ, начинает отвечать за ученика, создаёт обстановку нервозности, портит учащимся настроение. |
– |
|
Учитель небрежно выслушивает учащихся, выспрашивает второстепенные детали, придирается по пустякам. |
– |
|
Учащиеся не знают, что от них требуют. |
Если вы проводите виртуальный урок и используете для связи Интернет
– |
Выделите несколько минут в начале урока для решения организационных вопросов | |
– |
|
Убедитесь, что всем участникам урока доступна голосовая и, при необходимости, видеосвязь |
– |
|
Проинструктируйте участников, каким образом скорость связи может быть ими оптимизирована |
– |
|
Отводите для общения с участниками и между ними специальное время. Сообщите учащимся о правилах общения во время виртуального урока, о том, когда и каким образом оно будет осуществляться |
– |
|
Говорите размеренно и четко. Делайте большие паузы между репликами, поскольку скорость получения данных разными участниками может разниться на несколько секунд |
– |
|
Четко сформулируйте цель и задачу урока (конференции). Расскажите о структуре излагаемого материала |
– |
|
Сопровождайте переход от слайда к слайду голосовым сообщением об этом |
– |
|
Время от времени (через 5 – 7 слайдов) проводите среди учеников голосования, обращайтесь к ним с вопросами, ответы на которые даются в текстовом чате |
– |
|
Отводите для ответов на адресуемые Вам вопросы специальное время |
– |
|
Подготовьте для участников раздаточные материалы по теме выступления. Объясните, каким образом эти материалы будут доставляться |
– |
|
Резюмируйте итоги урока, оцените степень активности его участников |
|
|
Поблагодарите всех участинков за работу
|
Вещи, которые убил Интернет
Британская газета Daily Telegraph опубликовала список
вещей, которые за последние годы убил распространившийся повсеместно Интернет. А
это те же самые вещи, но только в реалиях российской
действительности.
1. Вежливый спор
Анонимность
интернет-пользователей оказалась страшной вещью. Градус спора на форумах, в
чатах и комментариях не опускается ниже той отметки, где люди могут допускать,
что человека, не согласного с тобой, можно оставить в живых.
2. Прослушивание музыкального альбома от начала до
конца
Зачем слушать занудные 11 песен на пластинке только ради того,
чтобы добраться до идущего 12-м хита. Можно сразу скачать хит!
3. Репутация и политическое будущее
Если
политик имел неосторожность ляпнуть глупость, у него нет шансов это скрыть. Сара
Пейлин, например, сказала несколько неосторожных фраз и поставила на своей
карьере крест.
4. Пунктуальность
Приходить на встречу
вовремя? Теперь это вроде и не обязательно: всегда можно отправить SMS, что
задерживаешься.
5. Волнующий опыт первой покупки журнала для
взрослых
Теперь, чтобы приобщиться к тайнам взрослой жизни,
подросткам уже нет нужды робеть перед киоскером. С одной стороны, хорошо, а с
другой - и вспомнить нечего.
6. Телефонные справочники
Вам нужно узнать,
как позвонить в паспортный стол? "Яндекс" и "Гугл" давно похоронили толстые
книги с быстро устаревающими номерами.
7. Миф о разумности котов
Гордые животные
стали мишенью: в Интернете куча картинок с унижающими их достоинство
подписями.
8. Часы
Теперь часы нужны
только любителям похвастаться своим благосостоянием. Остальные узнают время с
помощью компьютера, мобильника и еще ста устройств с таймером.
9. Музыкальные магазины
Отдать 1000 рублей
за новый альбом Димы Билана или бесплатно скачать его у интернет-пиратов? Выбор
вроде бы очевиден, да?
10. Бумажные письма
Еще чуть-чуть, и
электронная почта окончательно добьет традиционную даже в самых отдаленных
уголках России. Почтальоны окончательно превратятся в разносчиков пенсии.
11. Хорошая память
Запоминать даты и
очередность президентов и царей с появлением "Википедии" перестало быть
однозначным достоинством. Минута за компьютером, и вы знаете о битве при
Гастингсе даже больше, чем ее участники.
12. Свободное время
Свободное время стало
синонимом времени, проведенного в Интернете. Ну, а куда его еще тратить? В окно
смотреть?
13. Фотоальбомы и слайды
Facebook и
"ВКонтакте" давно заменили семейные альбомы. Так фотки из Египта и друзьям
показывать удобнее, и места в доме они не занимают.
14. Совместный просмотр
телепередач
Времена, когда во время показа очередной серии "Места
встречи изменить нельзя" пустели улицы, уже не вернутся. Сейчас в Интернете
можно любую телепрограмму посмотреть в любое время.
15. Энциклопедии
Похоронены рядом с
телефонными справочниками.
16. Запоздалые новости о футбольных
матчах
Онлайн-трансляции вовсю спорят с телевидением: не только
счет, но и ход матча можно узнать в любой момент.
17.
Слухи
"Словно мухи тут и там" слухи больше не ходят по домам. Для
них созданы специальные сайты, где слухи собирают, множат, а иногда и
опровергают.
18. Красивые телефонные номера
Вы помните
еще это время, когда считалось престижным иметь номер мобильника с четырьмя
семерками? А сколько номеров у вас в голове сейчас, не считая своего? Один раз
забив номер в телефонную книгу сотового, мы уже больше никогда его и не видим.
Где уж тут красоту оценить.
19. Уважение к врачам и другим
профессионалам
К врачам на прием люди, конечно, еще ходят, но перед
этим обычно хорошенько прошерстят онлайн-консультации, медицинские форумы и
архивы сайтов о здоровье. И в больницу являются уже с собственным диагнозом и
скептицизмом по поводу квалификации доктора.
20. Загадочные
иностранные языки
Текст на непонятном языке уже никого не пугает.
Онлайн-переводчики хоть и выдают еще не вполне пушкинский текст, но смысл
перетолмачивают вполне отчетливо.
21. Тайна частной жизни
Пользователи
социальных сетей сами вываливают на своих страничках больше информации о себе,
чем могли бы собрать про них ФСБ и ЦРУ, вместе взятые.
22. Репутация Чака Норриса
Список шуток про
Чака Норриса разбух уже за тысячу пунктов. Понятно, что ничего подобного с ним
не происходило, но как в это поверить всерьез. У нас место Норриса занял
Анатолий Вассерман. (Кстати, вы слышали, говорят, он снялся голым для журнала
"Наука и жизнь"?)
23. Игры с карандашом и бумагой
Морской
бой, крестики-нолики, виселица и прочие милые развлечения на скучных школьных
уроках тоже перекочевали в Интернет и телефон. Хочешь - с компьютером бейся,
хочешь - с живым человеком на другом краю света.
24. Традиционные СМИ
Интернет-версия
сегодня есть у любой уважающей себя газеты. А у очень хорошей газеты, как,
например, у "Комсомольской правды", на сайте можно найти массу всего
интересного, что в бумажную версию просто не поместилось.
25. Концентрация
Можно ли дописать до конца
текст, ни разу не слазив на новостной сайт и не проверив почту? В том-то и
проблема, работать в Интернете и не отвлекаться - это надо иметь волю
легендарного Овода.
26. Достоинство господина Алифи
Двадцать
лет назад гражданина Судана Алифи заставили жениться на козе, с которой он
занимался сексом. Но об этом знали только жители его деревни. Сегодня уже через
сутки новость об этом будет висеть на всех информационных сайтах планеты.
27. Неоткрытые таланты
"Приехал из
глубинки, долго обивал пороги, через десять лет его заметили, но было уже
поздно". Сегодня путь гения наверх гораздо короче. Достаточно выложить свою
песню на Youtube, и назавтра ты знаменит. Пример Петра Налича подтверждает это
на сто процентов.
28. Волнение перед встречей
выпускников
Какой смысл готовиться к встрече выпускников да и вообще
идти туда, если всех, кого хотел, ты уже нашел в "Одноклассниках", много раз
выпил с одними и пару раз воскресил эмоции школьной любви с другими.
29. Пасьянс "Косынка"
Да, раньше от нечего
делать приходилось раскладывать эти глупые карты. Теперь о них кто-нибудь
вспоминает, если только отключен Интернет, ведь в Сети игр куда больше.
30. Толпы у букмекеров во время крупных
состязаний
Чтобы сделать ставку на матч "Челси" - "Арсенал", никуда
идти уже не надо. Три клика на специальном сайте - и, останется ли твоя квартира
в твоей собственности, теперь зависит от Андрея Аршавина.
31. Чинные завтрак, обед и ужин
Есть свой
бутерброд намного интереснее, просматривая сайт с анекдотами, не так ли?